4, Декабрь 2019

Экспорт по новым стандартам

Аккумулирование федеральных и региональных мер поддержки предпринимателей позволяет Ленинградской области достичь опережающих темпов роста несырьевого экспорта.

Прогнозы подостижению Ленинградской областью объемов несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) сбываются: доконца текущего года целевой показатель составляет $2,65 млрдруб. Задевять месяцев онуже вышел науровень $1,89 млрд.

Поитогам 2024 года объем ННЭ должен достичь уже $4,42 млрд. Врамках этой категории рекордными темпами растет экспорт продукцииАПК: задевять месяцев 2019 года онсоставил $220млн, что на50% больше, чем ваналогичном периоде 2018 года. К2024 годуже власти области рассчитывают нарастить объем экспорта сельхозпродукции вдвое, до$496млн.

Несырьевое лидерство

Поитогам девяти месяцев 2019 года, поданным Российского экспортного центра (РЭЦ), Ленинградская область заняла 13-е место среди регионов РФпо объему экспорта истабильно удерживает вторую позицию вСЗФО. Совокупные зарубежные поставки составили $4,96 млрд, или1,6% всего российского экспорта. Вструктуре экспорта сзаметным отрывом лидирует топливо: нанего приходится58,17%, при этом регион остается одним излидеров подоле несырьевых неэнергетических товаров вэкспорте: она составляет38,28%.

Крупнейшими товарными группами являются каучук ирезинотехнические изделия, древесина ипродукция деревообработки, бумага икартон, черные металлы, удобрения, табак, продукты органической химии; напрочие группы приходится11,34%. Основными торговыми партнерами Ленобласти выступают Нидерланды ($0,72 млрд), Финляндия ($0,51 млрд), Китай ($0,49 млрд), авсего участники ВЭД экспортировали товары в136 стран мира.

Вборьбе зазарубежные рынки производители пытаются занять все возможные ниши. «Мы сегодня поставляем продукцию птицеводства внесколько стран. Например, куриные лапки— вГонконг иВьетнам, куриные субпродукты— встраны Африки (Египет иГабон), яйца— вАрабские Эмираты, Бахрейн, Катар. Хлебобулочные изделия— вВеликобританию, Финляндию иИзраиль, рыбное филе— вШвейцарию, растворимый кофе— вВеликобританию, Чехию, Турцию, Иран, Монголию. Электронные сигареты, заменители табака— вФилиппины, Нидерланды, Польшу, Сербию, Турцию, Тайвань, Иорданию, Италию, Данию, Германию, Швейцарию, Канада. Кроме того, в2019 году ООО«Галактика» получило аккредитацию наэкспорт молочной продукции вКитай. Вближайшее время предприятием планируется пробная поставка ультрапастеризованного молока имолочных коктейлей»,— перечислял губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко воктябре наагропромышленной выставке «Золотая осень». Новыми перспективными направлениями могут стать рынок рыбных консервов, атакже поставки молочной продукции встраны СНГ иСеверной Европы.

Впрочем, развитие экспорта силами одного региона невозможно, так как важнейшим фактором является интеграция бизнеса вмировые цепочки создания стоимости, указывает профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ имениГ.В. Плеханова Константин Ордов. «Этоже обстоятельство предопределяет желание бизнеса развиваться врегионах сразвитой транспортной иделовой инфраструктурой. Такие регионы, как Ленобласть, могут создавать дополнительный положительный эффект отфедеральных инвестиций вразвитие железных дорог, портового сообщения»,— полагаетон.

Нацпроект совместными усилиями

Ленобласти вчисле других регионов также предстоит внести исвой вклад вреализацию нацпроекта «Международная кооперация иэкспорт», ключевыми целями которого является увеличение к2024 году объема экспорта несырьевых неэнергетических товаров до$250 млрд вгод, объема экспорта продукции АПК— до$45 млрд, аобъема экспорта услуг— до$100 млрд.

«Основные усилия федеральных властей будут сосредоточены насоздании экспортно ориентированной инфраструктуры исистемы продвижения российской продукции иуслуг навнешних рынках, снятии торговых иадминистративных барьеров, снижении логистических издержек»,— отмечает доцент кафедры государственного имуниципального управления РЭУ имениГ.В. Плеханова Максим Соколов, при этом «усиление роли региональных властей будет происходить нетолько врамках реализации нацпроекта «Международная кооперация иэкспорт», нои нацпроекта «МСП иподдержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Должны быть разработаны иреализованы врегионах принципы «Регионального экспортного стандарта2.0», сформирована единая региональная изарубежная сеть экспортных центров, указывает эксперт.

Ключевыми направлениями акселерации бизнеса станут образовательные, партнерские программы ипроекты набазе инфраструктурыРЭЦ. Врамках этой работы Ленобласть стала одним из11 пилотных регионов, где вэтом году начали внедрять новую систему поддержки бизнеса врамках «Регионального экспортного стандарта2.0».

«Ленинградская область напротяжении последних шести лет экспортирует производимую продукцию вполовину стран мира. Новый стандарт— это стимул неостанавливаться, помогать бизнесу, ориентированному наэкспорт, иразвивать линейку экспортной продукции»,— заявил, подписывая соглашение, глава региона. Врамках реализации стандарта вЛенобласти был составлен реестр экспортеров, вкоторый попали 560 организаций. Насопровождении повыводу продукции навнешние рынки сейчас находится 73компании, работающие по33 экспортным контрактам наразличных стадиях. Предполагается, что в2019 число экспортеров-субъектов МСП несырьевого экспорта вырастет на10%, до370, ав 2024 составит уже672.

Центр поддержки

Вмае 2019 года врегионе при областном Центре развития промышленности (АНО «ЦРП ЛО») был создан Центр поддержки экспорта (ЦПЭ). Онвыступает провайдером широкого спектра мер стимулирования внешнеторговой деятельности субъектов малого исреднего бизнеса. Насегодняшний день малые исредние предприятия Ленобласти могут получить 26мер поддержки, 19изкоторых предоставляет непосредственноЦПЭ. Услуги центра включают всебя индивидуальное консультирование повопросам ведения экспортной деятельности, экспортный аудит, акселерационные программы, сертификацию истандартизацию. Предприниматели могут рассчитывать также напомощь впереводе маркетинговых материалов наиностранные языки, создании сайтов, организации участия ввыставках иразмещении натаких международных e-commerce площадках, как Alibaba.com, Europages.com,BBP. Государство обеспечивает экспертизу исопровождение экспортных контрактов, содействие вправовой охране зарубежом объектов интеллектуальной собственности иразмещение вкаталоге экспортеров Ленобласти.

Вэтом году 90представителей 48компаний Ленобласти прошли обучение в«Школе экспорта РЭЦ», ав ноябре была запущена пилотная пятимесячная акселерационная программа для подготовки предприятий квыходу нанемецкий рынок, организованная впартнерстве сконсалтинговыми компаниями изГермании. Предпринимателей ознакомят сусловиями работы сторговыми сетями Германии иоплатят 80% отстоимости экспертизы контрактов имеждународной сертификации насумму до1 млнруб. Порасчетам организаторов, неменее 40% участников заключат поитогам программы экспортные контракты.

Компании МСП также могут получить федеральные дотации для размещения намеждународных электронных торговых площадках. Стоимость такой процедуры, поданнымЦПЭ, колеблется вдиапазоне $1,3–5,9тыс. вгод, при этом компании могут возместить до80% затрат.

«Благодаря Центру поддержки экспорта мыполучаем всестороннее бесплатное консультационное сопровождение отРЭЦ, участвуем всеминарах «Школы экспорта», получили сертификат иправо использования товарного знака «made inRussia»,— рассказывает руководитель отдела маркетинга производственной компании «РусКомПолимер» (торговая марка Vatex) Александр Каретников. Компания занимается разработкой ипроизводством емкостного, гальванического ивентиляционного оборудования для химической инефтяной промышленности, сельского хозяйства, строительства ит.д. При поддержке ЦПЭ компания получила возможность экспонироваться намеждународной выставке вКазахстане, приняла участие вбизнес-миссиях вМалайзию иВьетнам.

«Мы получили поддержку впроведении международной выставке вНорвегии. Наданный момент мыготовимся кпроведению сертификации, что является достаточно трудоемким идорогостоящим процессом итакже планируем получить помощь отЦПЭ ЛОв решении данного вопроса»,— делится опытом своей компании генеральный директор ООО«Теплоблоки Северо-Запад» Елена Бухарбаева. Компания занимается производством теплоэффективных стеновых блоков для индивидуального строительства.

Заместитель генерального директора ООО«Ховеркрафт» (занимается проектированием ипроизводством катеров исудов навоздушной подушке) Юрий Проценко основную пользу, которую ЦПЭ может принести экспортерам, видит ворганизации коллективного участия взарубежных выставках собщим стендом для малых предприятий. «Сами мыне решимся, даи дорого поодному ездить. Атак ипереводчик общий, ипрочие выставочные расходы. Такой своего рода вожатый для пионеров»,— говорит Юрий Проценко.

Системные меры

В2019 году уэкспортеров изчисла малых исредних предприятий также появилась возможность компенсировать до90% затрат навнешнеэкономическую деятельность. Вноябре были одобрены заявки 11субъектов МСП— экспортеров наобщую сумму10,2 млнруб. Объем предоставленной финансовой поддержки предприятиям варьируются от41,6тыс.руб. до1,6 млнруб. Это производители изделий избумаги икартона, охлажденного мяса, торфа, лакокрасочные производства илесозаготовительные идеревообрабатывающие предприятия, предприятия, впускающие сельхозоборудование иготовые корма. География ихпоставок— отФинляндии доГонконга.

При этом компания, получившая субсидию, должна будет продемонстрировать эффективность использования полученных средств— заключить как минимум один экспортный контракт иувеличить неменее чем на5% выручку или неменее чем на3% среднемесячную заработную плату сотрудникам.

Также порезультатам отбора Минпромторга 13экспортно ориентированных производителей изЛенобласти, разработавших корпоративные программы повышения конкурентоспособности, получат господдержку ввиде льготных займов врамках федерального ирегионального проектов «Промышленный экспорт» нацпроекта «Международная кооперация иэкспорт». «Все представленные отпредприятий Ленинградской области заявки одобрены Министерством промышленности иторговли России. Уверен, что эта поддержка станет для наших производителей хорошим стимулом для дальнейшего развития экспортной деятельности»,— отметил Александр Дрозденко. Участники программы смогут получать экспортные кредиты коммерческих банков поставкам вразмере от3 до4,5% базовой ставки при условии ежегодного увеличения объемов экспортной выручки до2024 года. Общая сумма заявок нафинансирование проектов компаний Ленобласти составила более 20млрдруб.

Автор:
Нина Блейман.

Источник